Меню

Стабилизатор напряжения для лампового фонокорректора

Ламповый ММ фонокорректор RIAA на 6Н2П-ЕВ

Содержание / Contents

↑ Поиски схемы лампового фонокорректора

Пару лет назад, выбирая подходящую схему, на макете отработал несколько вариантов — на 6Н23П, 6Н1П, 6С4П, 6С45П, но воплотить идею в железе как-то недосуг было. Прошаривая просторы интернета, наткнулся на статью «Весьма своеобразный корректор» . В своей статье Виктор (victorvvo) описывает корректор некого подмосковского мастера А. Червякова. Аппарат ему принесли для изучения на предмет доработок, т. к. хозяина очень не устраивало звучание.

Надо отметить, что Виктором были вскрыты просчеты в схемотехнике и даны вполне обоснованные рекомендации по доработке. Вот эту доработанную версию корректора с сосредоточенной коррекцией я и решил воспроизвести, но уже адаптировав под советские радиолампы.

Вместо 12AX7 я использовал советские аналоги — 6Н2П-ЕВ Калужского завода (на баллоне нарисована ракета), а вместо 12AU7 — 6Н5П. Триоды 6Н2П-ЕВ вписались сразу по режимам работы без пересчета номиналов резисторов. 6Н5П весьма приближенный аналог 12AU7, поэтому режимы для нее немного другие.

↑ Схема текущего проекта

На рисунке приведена схема моего варианта. Пусть заковыристые номиналы резисторов вас не смущают, просто я использовал советские углеродистые резисторы типа БЛП, ВС и УЛИ, номиналы последних имеют отличные значения от стандартного ряда, но зато с точностью до 1% легко подбираются, особенно в корректирующих цепочках. Платить по 200р. за 1 штуку фирменных Allen Bradley или Kiwame уж очень не хочется!

↑ Конструкция и детали

Ссылки на железо из проекта см. внизу статьи.

Электролиты Vishay, использованные в фильтрах питания, меня немного разочаровали.

У всех пяти экземпляров емкость меньше номинальной на 20%, ESR достигает 0,5 Ом, добротность 0,6% — 0,8%. Зачастую обмер самых дешевых «no-name» образцов давал лучшие результаты!
Конденсаторы в цепях коррекции — составные, подобранные по реально измеренным замечательным китайским девайсом значениям емкости.

Выходная разделительная емкость — составная: 4 мкФ (МБГЧ) + 0,33 мкФ (К40У-9) + 0,01 мкФ (ФТ-1).

Для питания я применил два транса — анодный (220 В/65 мА) и накальный (9 В/2,5 А) фирмы «Торэл». В качестве стабилизатора накала я использовал КРЕН5Б.

Элементы фильтров анодного питания и накала, а также схемы задержки подачи анодного напряжения, смонтированы на печатных платах.

Диоды 2Д213А и КРЕН5Б через слюдяные прокладки и термопасту установлены прямо на шасси для обеспечения лучшего теплоотвода.

Корпус GAINTA B019BK 275×175×65мм, металл, черный из «Чипа-Дипа».

На нижнем основании крепятся все сборочные элементы кроме гнезда сетевого кабеля, держателя предохранителя, кнопки СЕТЬ и светодиода. Эти элементы установлены на верхней крышке.

Над баллонами ламп в крышке высверлены отверстия и установлены защитные фланцы.

Входные и выходные RCA гнезда закреплены на основании на задней стороне конструкции.

↑ Наладка

Наладка сводится к подбору катодных резисторов для обеспечения номинальных анодных токов. В основном это касается выходной лампы, ток анода которой составляет 8 мА.

Кстати, можно использовать и другую буферную лампу, например 6Н6П или 6С45П, но они больше кушают по аноду.
Что касается высокой перегрузочной способности по входу корректора, автор статьи был совершенно прав, что подтверждается фото:

На осциллограмме видно, что при входном уровне 150 мВ имеется неискаженный синус правильной формы.

↑ Звучание

Не привык я описывать звучание всякими эпитетами, скажу лишь, что по сравнению с К548УН1 звук стал более динамичный, особенно это ощущается при прослушивании инструментальной и классической музыки. Однозначно расширился частотный диапазон снизу.



↑ Выводы

Я бы мог бесконечно нахваливать свой корректор, если бы сравнил ее с десятком других вариантов. Но, в моей практике это первых самодельный экземпляр, поэтому могу лишь сказать, что по сравнению с тем, что я имел, это гораздо лучше!

Не бойтесь экспериментировать и творить новое! 👍
Спасибо за внимание!

Источник

Тема: Собрал ламповый фонокорректор. Вопрос.

Опции темы

Собрал ламповый фонокорректор. Вопрос.

Здравствйте, форумчане. Собрал свой первый фонокорректор на лампах.

Так называемый «По настоящему качественный MM RIAA корректор».К слову это первое, что я вообще собрал в своей жизни. Монтаж конечно хромает, но он работает и это радует. Собирал я его месяц. Сначала хотел все в одном корпусе сделать, но не смог побороть фон и собрал блок питания отдельно. Накал не выпрямлял. Собственно хотел поинтересоваться вот насчет чего. По схеме стоят лампы 6Н8С и 6Н9С. Я же собрал на 6Н1,2,23П. Пока меняю их местами ищу лучший звук. Элементная база осталась без изменений. Звук конечно намного лучше чем со встроенным в мою лорту корректором. Как вы думаете, сильно на «моих» лампах звук хуже, чем на рекомендованных? Фото делал на телефон так что за качество простите.

Читайте также:  Если убрать стабилизатор поперечной устойчивости логан

Последний раз редактировалось Sotanin; 24.04.2010 в 10:53 .

Re: Собрал ламповый фонокорректор. Вопрос.

Вы ничего не потеряли от такого варианта а даже приобрели, потому что лампы октальные 6н8с и 65н9с требуют экранировки и виброразвязки, без которых ваш корректор будет фонить и звенеть. В этом плане 6н1п и 6н2п гораздо круче, а если надеть колпачки на заземлённые панельки, то фон уйдёт в мизер.

Re: Собрал ламповый фонокорректор. Вопрос.

Здравствйте, форумчане. Собрал свой первый фонокорректор на лампах.

Надо было назвать «лучших из наилучших всех времен и народов» — так будет пафосней

, ну сам же автор убедительно просит: «. Пусть вас не смущает моя средняя оценка этого корректора. Специально повторяю еще раз — обязательно подавив в себе всякие позывы к рационализаторству. » (С) В. Ульянов

Источник

Ламповый предусилитель RIAA-фонокорректор. Первый опыт

Содержание / Contents

Желание сделать ламповый предусилитель-фонокорректор зрело давно. В гараже стоял всеми забытый и нуждающейся в ремонте проигрыватель «Электроника» 060, подаренный за ненадобностью товарищем по работе. Томилась стопка дисков, которые я начал покупать ещё в студенчестве, в надежде, что когда нибудь я куплю себе проигрыватель. И вот наконец, желание превратилось в решение. Всё, решено, буду делать. Начались муки выбора. Какую схему выбрать, какую компоновку предпочесть? Делать полный предусилитель или предусилитель-фонокорректор? Чтение статей в интернете и умных книг только добавило сомнений, опыта по изготовлению подобных устройств не было.
Что бы хоть как то упорядочить роящиеся в голове мысли, я составил для себя подобие технического задания.

  • Простая в реализации схема.
  • Доступные для меня детали предусилителя.
  • Уровень выходного сигнала 1 Вольт (номинальная чувствительность моего УНЧ).
  • Низкое выходное сопротивление.
  • Возможность подключить к усилителю кассетный магнитофон с уровнем выходного сигнала 0,5 Вольт .
  • Корпус должен подходить по дизайну к моему усилителю НЧ.

Для проекта били куплены корпус, силовой трансформатор и RCA разъёмы. Все остальные детали у меня были, либо новые, либо б/у.

↑ Немного про детали и тренировку конденсаторов

Хочу обратить внимание на то, что б/у детали необходимо тщательным образом проверять перед тем, как устанавливать в схему. Тестер есть у всех, с его помощью можно с достаточной точностью отобрать необходимые резисторы. Если точность измерения нужно повысить, то можно использовать два тестера, стабилизированный источник питания и закон Ома.

Конденсаторы, длительно не использовавшиеся, желательно тренировать, особенно высоковольтные.
Для тренировки нужны трансформатор с несколькими обмотками, коммутируя которые можно менять выходное напряжение, высоковольтный диод и включенный последовательно с диодом резистор. Начинать тренировку нужно с 1/4 — 1/3 номинального напряжения, повышая его через сутки. Достаточно выдержать конденсатор под напряжением 3 — 4 суток.
После тренировки параметры конденсаторов улучшаются.

Лампы нужно иметь с запасом, отобрать по идентичности половинок и шумам можно после сборки схемы.

Использование в блоке питания дросселей или транзисторных фильтров — это на ваше усмотрение. У меня дроссели были в наличии, да и звук с дросселями в сглаживающем фильтре мне нравится больше, чем с транзисторными сглаживающими фильтрами.

Типы и марки используемых деталей я не обсуждаю, вы найдёте по этому вопросу массу материала. Считаю уместным использовать в своей первой конструкции то, что имеется в наличии. Приобретя бесценный опыт, вы в последующем сможете собрать супер фонокорректор из самых достойных деталей.

Читайте также:  Расчет регулируемого стабилизатора напряжения

↑ Схема

↑ Компоновка и детали

Блок питания размещён в одном корпусе с фонокорректором. Были большие сомнения по поводу этого решения, поскольку во многих статьях категорично заявлено, что при такой компоновке невозможно избавиться от фона и наводок.

Силовой трансформатор тороидальный 60 Вт, имеет две анодных обмотки и одну накальную, закреплён к корпусу через виброизолирующие прокладки из пористой резины, закрыт глухим кожухом из стали толщиной 1 мм. Задняя стенка у кожуха отсутствует, между стенкой корпуса и экраном трансформатора расстояние 1 см для вентиляции.

Первые два каскада запитаны от обмотки на 230 В, выходной каскад от обмотки на 140 В.
Сглаживающие фильтры CLCLC в обоих случаях. В качестве первых ёмкостей использованы конденсаторы на 47 мкФ, последующие на 220 мкФ. Выбор ёмкости первого конденсатора — это компромисс между эффективностью сглаживающего фильтра и пульсациями на вторичной обмотке трансформатора, конденсаторы на 220 мкФ просто были в наличии. Отрицательные выводы первых конденсаторов фильтра питания (47 мкФ) соединены облуженной медной проволокой 1,5 мм в диаметре, это общая земля предусилителя.

Сюда отдельными проводами подключены все земли схемы и корпус. В источнике питания фонокорректора использованы дроссели на 5 Гн, из старых цветных ламповых телевизоров, в блоке питания выходной ступени дроссель с двумя обмотками, на 2,2 Гн и 0,8 Гн от ч/б лампового телевизора. Параметры источника питания, пульсации на различных элементах фильтра удобно смотреть в электронном симуляторе Power Supply Designer 2. Накал ламп питается стабилизированным напряжением. В качестве стабилизатора использован трёхвыводной KA7806 (реальное выходное напряжение 5,8 Вольт ) по типовой схеме включения с добавочным PNP-транзистором на радиаторе,

вывод № 2 микросхемы стабилизатора соединен с общей землёй через диод.

Сглаживающий фильтр стабилизатора не менее 6800 мкФ при входном напряжении 10 Вольт. В качестве транзистора можно взять любой, подходящий по мощности, например КТ837, R1 27 Ом. Выходное напряжение стабилизатора накала 6,4 вольта. Блок питания отделён от предусилителя стальным экраном толщиной 1 мм.

В правой части корпуса размещён сам предусилитель. Детали предусилителя смонтированы навесным монтажом с использованием лепестков ламповых панелек и стоек. Детали первого каскада смонтированы на двух монтажных планках, планки установлены на стойках над ламповой панелькой, выводы ламповой панельки соединены с деталями короткими гибкими проводами.
Сама панелька первой лампы установлена на виброизолирующую прокладку из пористой резины, под гайки крепления панельки (со стороны корпуса) подложены шайбы из пористой резины. Лампа первого каскада помещена в электростатический экран, который соединён проводом с общей землёй.

В предусилителе, рядом с ламповыми панельками, сделана локальная земляная шина из куска толстой, облуженной медной проволоки диаметром 1,5 мм. Все детали второй и третьей ступени, которые должны соединятся с землёй, распаяны на эту шину, шина соединена с общей землёй достаточно толстым проводом. Соединение выхода второй ступени и входа третьей ступени выполнено через нормально замкнутые контакты малогабаритного реле. При подаче напряжения на реле, контакты замыкаются на дополнительный линейный вход.

Управление переключением входов осуществляется галетным переключателем. Этим же переключателем запитывается дополнительное реле и размыкаются контакты подачи напряжения накала и анодного напряжения на первые две лампы. Крупногабаритные детали предусилителя прикреплены к дну корпуса хомутами, винтами или крепёжными выступами.

Первоначально планировалось установить селектор входов на реле и регулятор уровня выходного напряжения, но в последствии я пошёл по пути упрощения конструкции и ограничился двумя входами: фоно и линейным, и нерегулируемым выходом.

Входные разъёмы RCA изолированы от корпуса, сигнал на вход фонокорректора подаётся по микрофонному кабелю. Активный провод и слаботочная земля помещены в общий экран, слаботочная земля соединяется с землёй фонокорректора у первой лампы, экран провода соединяется с общей землёй в одной точке.

Выбор способа смещения первой лампы — это тоже компромисс. Решил поставить инфракрасный светодиод, который позволил получить смещение 1 Вольт . Светодиоды подобраны, разброс напряжения смещения составляет 1%. Хотя такой способ смещения рекомендуется в книге Моргана Джонса «Ламповые усилители» для более сильноточных ламп, чем 6Н2П.

Читайте также:  Кому нужны стабилизаторы напряжения

Можно попробовать 6Н3П, которая для усиления слабых, до 0,1 V сигналов, допускает использование в режиме U анода 125 V, I анода 10 мА и смещение на сетке -1 V при коэффициенте усиления 40. Второй каскад — смещение лампы 6Н1П выбрано 4 вольта, на аноде 200 Вольт .

↑ Выходные трансформаторы

Третий каскад трансформаторный на 6Н6П, использована схема радиолюбителя Сергея Сергеева «Ламповый буфер на 6Н6П с выходным трансформатором» .

Выходные трансформаторы третьего каскада собраны на железе от ТВ-2Ш-2, первичная обмотка имеет три секции 1500 — 2000 — 1500 витков проводом ПЭВ-2 0,1 мм, вторичная обмотка четыре секции по 126 витков проводом ПЭВ-2 0,41 мм. Коэффициент трансформации 10:1. Трансформаторы намотаны на предприятии с соблюдением рекомендаций автора. Сопротивление первичной обмотки моих трансформаторов получилось в полтора раза больше, 1800 Ом, частотные характеристики отличаются от авторских в худшую сторону. Перед изготовлением выходных трансформаторов я проверял параметры катушек в программе на сайте «Немного о лампах. Расчёт катушек.»


Все обмотки умещаются, с проводом 0,1 мм сопротивление действительно должно быть 1259 Ом. Есть одно но, программа не учитывает секционирование первичной обмотки, а лишние 600 Ом линейности каскаду не добавляют. Тем не менее в диапазон от 40 Гц до 21 000 Гц трансформаторы укладываются с допуском в -1 Дб, а при -3 Дб в диапазон от 20 Гц до 23 500 Гц. Параметры трансформаторов измерены с помощью программы Spectrum Lab, радиолюбителя Wolfgang’а Buescher.

Лицевая панель из лиственницы, затонирована «Калужницей» и покрыта бесцветным лаком.

↑ Впечатления о звуке

Ну вот, всё собрано, правильно соединено и включено. Что же получилось? Собственные шумы фонокорректора начинают прослушиваться в положении регулятора громкости УНЧ на 3-х часах. Микрофонного эффекта не замечено. Постукивание по корпусу фонокорректора на усилитель не передаётся, чтобы услышать что-либо, нужно стучать по баллону лампы. Уровень выходного сигнала сопоставим с CD-плейером.

Звук, на мой вкус, хороший. Слышно разницу качества записи на пластинках, звук не утомляет, слушать можно долго. Вот только чистить от пыли и переворачивать диски мы уже отвыкли. Воспроизведение звука с магнитофона через линейных выход то же неплохо. Если качество записи хорошее, то играет здорово.
Не смотря на более скромные технические параметры, чем у цифровых источников, виниловые проигрыватели и магнитофоны воспроизводят звук весьма достойно и хоронить их рановато. Есть что-то в аналоговых источниках звука такое, что не отпускает. Может быть это ностальгия по молодости?
Не знаю. Но это всё лирика. Ниже привожу технические параметры моего устройства, которые удалось измерить.

↑ Измерения



С помощью этой цепочки анти-RIAA коррекции, программы DSSF3, звуковой карты M-Audio Audiophile 2496 я провёл измерения изготовленного мной фонокорректора и для сравнения, фонокорректора, встроенного в УНЧ «Амфитон 002».

С помощью этой же программы измерены собственные шумы фонокорректора и нелинейные искажения.

Предлагаю послушать — это фрагмент песни «Я — Фантомас» (около 2 минут) с концертного выступления группы «Бригада С» 1987 год. Записано с фонокорректора на аудиокарту, звук обработке не подвергался.

↑ Файлы

Хорошая бесплатная программка для расчетов
🎁TCJ_RIAA.7z 232.29 Kb ⇣ 102

↑ Прочитанны и приняты к сведению источники:

1) «Супертрансформатор» из ТВЗ 1-9 или ТВК .
2) Морган Джонс «Ламповые усилители» ДМК-Пресс Москва 2007 г.
3) J.C. Morrison «Букварь ламповой аудиосамодельщины: усилители предварительные и оконечные и ещё кое-что от J.C.Morrison’a. 1993 J.C.Morrison
4) Евгений Карпов «Шум входного каскада», «Спектры», «Спектры-2», «Источники питания для ламповой High-End аудио аппаратуры»
5) Евгений Бабиченко, Игорь Гапонов «Усилители RIAA — коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей» Одесса 2003-2004 г.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник